
Компания Jatco выпускала вариаторы с шаговым мотором для регулировки передаточного числа. Ошибка P1778 характерна для коробок JF011E, но на JF016E не встречается, поскольку вместо шагового мотора стал использоваться электромагнитный клапан. Причину появления ошибки можно определить только путем детальной диагностики в условиях сервиса.
О чем свидетельствует код P1778
Бесступенчатая коробка JF011E оснащена шаговым электрическим двигателем, необходимым для изменения передаточного соотношения. Для управления вариатором использован электронный контроллер, который получает данные от ряда датчиков давления. В случае неисправности системы изменения передаточного соотношения фиксируется ошибка P1778.
Коробка очень чувствительна к чистоте жидкости и не рассчитана на высокие нагрузки. Шаговый мотор не отличается высокой надежностью. По этой причине Jatco быстро свернула производство JF011E и перешла на выпуск семейства вариаторов JF015E/016E/017E/018E с гидравлической регулировкой передаточного соотношения.




Что вызывает код ошибки
Код P1778 фиксируется из-за:
Причина появления P1778 зависит от модели коробки Jatco. Например, на JF010E для моторов с повышенным крутящим моментом чаще всего выходит из строя датчик оборотов вторичного вала.
На JF011E датчик надежнее, введен дополнительный код для обозначения поломки сенсора. На JF011E причиной P1778 чаще всего является неисправный шаговый двигатель. Блок управления коробкой сравнивает заданное и реальное значения частоты вращения ведущего шкива. При расхождении значений на значение больше поля допуска фиксируется ошибка.
Ошибка P1778 никогда напрямую не возникает из-за загрязнения или недостаточного уровня жидкости в JF011E. Замена масла не позволит устранить проблему.
Продукты износа в жидкости и неаккуратная эксплуатация коробки сокращают и без того небольшой ресурс шагового мотора. Насыщение масла стружкой происходит из-за недостаточного давления жидкости (например, из-за повреждения редукционного клапана насоса).
Каким образом проявляется неисправность
В случае появления ошибки P1778 шаговый двигатель отключается или меняет передаточное число в ограниченном диапазоне. Водитель обращает внимание на увеличение (заброс) оборотов коленчатого вала двигателя до 3000 об/мин и выше, но автомобиль практически не разгоняется.
При выборе в JF011E режима ручного переключения виртуальных передач не удается перейти на повышенную ступень. Отмечаются непрерывные толчки при разгоне и торможении. В комбинации приборов может включаться лампа Check Engine, указывающая на наличие ошибок.
В случае остановки и повторного запуска двигателя ошибка P1778 может пропадать на некоторое время, но данный способ устранения поломки действует не всегда. Отмечаются случаи перегрева коробки JF011E из-за некорректно работающего шагового двигателя. Мойка теплообменника не влияет на ситуацию – избыточное тепло выделяется из-за проскальзывания ремня по шкивам.
В ряде случаев диагностика показывает наличие не только P1778, но и других ошибок, связанных с гидравлической системой.
Коды, связанные с ошибкой
Код P1778 не обязательно фиксируется с другими ошибками. Поскольку коробка JF011E требует чистого масла, то при сильном загрязнении жидкости нарушается работа гидравлической системы. Частицы металла или фрикционных накладок от планетарного ряда попадают в каналы гидроблока, блокируют подвижность соленоидов и редукционного клапана насоса. В результате фиксируется ошибка P0868, указывающая на недостаточное давление в гидравлической системе.
Масляный насос в JF011E и JF010E имеет избыточную производительность. Нормативное давление формируется редукционным клапаном, стравливающим лишнее масло в картер. Рабочий элемент выполнен из мягкого металла, легко повреждаемого стружкой.
В результате образуются задиры и клапан «зависает» в открытом состоянии, что приводит к сливу большей части масла в картер и снижению вторичного давления. Конус не зажимает ремень, который скользит и образует дополнительную стружку. По этой причине важно обращать внимание на ошибку P0868, которая является предвестником P1778 и сама по себе указывает на проблемы с вариатором.
Кроме Р1778 в JF011E может фиксироваться ошибка Р1777, указывающая на обрыв одной из обмоток шагового мотора. В этом случае поиск неисправности упрощается, но помимо замены двигателя следует обратить внимание на качество жидкости и количество продуктов износа. В ряде случаев Р1778 и Р1777 фиксируются вместе – логичная картина, заклинивший в одном положении шаговый двигатель не в состоянии менять передаточное соотношение.
Рекомендуемый порядок действий при диагностике кода P1778
При появлении симптомов неисправности JF011E необходимо:
- Как можно быстрее прекратить эксплуатацию автомобиля, по возможности доставить его в сервис на эвакуаторе.
- Считать ошибки JF011E сканером или адаптером для разъема OBD-II.
- Изучить графики работы шагового мотора. Опытный специалист может найти проблемы по отклонению кривой.
- Произвести замер давления в гидравлической системе – падение напора масла приводит к образованию стружки, которая и выводит шаговый двигатель из строя.
- Проверить компоненты, используемые для работы системы управления. Например, ошибка P1778 может фиксироваться при некорректной работе датчика частоты вращения ведомого вала (используется для расчета текущего значения передаточного соотношения, которое зависит от положения ротора шагового двигателя).
Если при диагностике JF011E обнаруживаются дополнительные ошибки, то требуется проверка компонентов, неисправность которых вызывает появление кодов. Понять состояние вариатора можно по слитому маслу и снятому поддону – наличие металлической пыли в жидкости и на внутренней стороне крышки указывает на износ коробки.
Диагностику рекомендуется проводить в сервисе. По результатам осмотра мастер вынесет предварительный вердикт. При появлении P1778 не следует приобретать комплектующие и менять шаговый двигатель – причина поломки может быть совершенно другой.
Установка нового привода устранит проблему на короткое время либо вообще не повлияет на состояние вариатора JF011E.
Способы решения проблемы
Поскольку причиной ошибки P1778 может стать неисправность гидравлической системы, то зачастую требуется разборка вариатора для дефектовки и капитального ремонта. В редких случаях удается обойтись простой заменой шагового двигателя и промывкой гидроблока JF011E от продуктов износа.
В любом случае, для устранения причин ошибки требуется слить масло и снять поддон. Не имеет смысла просто стирать код P1778 из памяти блока управления – поскольку есть проблема с системой регулировки передаточного соотношения, то ошибка запишется заново. Но какое-то время машина проездит нормально. При этом условия работы вариатора могут оказаться далекими от идеальных значений.
Отмечены случаи появления ошибки P1778 и некорректной работы вариатора JF011E из-за повреждения провода, идущего от кузова к двигателю. Кабель или крепление разрушается под воздействием реагентов, также не исключена плохая затяжка гайки после ремонта.
Вместо оригинального кабеля можно использовать отрезок медного провода сечением от 10 мм, оснащенный наконечниками для фиксации к кузову и мотору. Подобная проблема часто встречается на Nissan Qashqai I поколения.
Общий алгоритм ремонта
Для ремонта вариатора JF011E необходимо:
- Убедиться в наличии ошибки P1778 путем компьютерной диагностики.
- Установить автомобиль на подъемник либо в гараж с ревизионной ямой.
- Отсоединить жгут проводки и проверить сопротивление между контактами. Значение сопротивлений взять из мануала к автомобилю. При проверке запрещается подавать питание на контакты и шаговый двигатель.
- Снять защиту картера, отвернуть пробку и слить масло из вариатора JF011E.
- Оценить состояние жидкости – наличие металлической взвеси указывает на сильный износ коробки, который может стать причиной отказа шагового двигателя и появления ошибки P1778.
- Отвернуть винты крепления поддона и сдернуть крышку с картера коробки.
- Осмотреть магниты. Большое количество стальных частиц указывает на интенсивный износ ремня и шкивов. Если обслуживание вариатора JF011E было не регулярным, то слой стальной стружки на магнитах будет достаточно толстым.
- Снять фильтр, отсоединить разъемы и отвернуть крепление привода управления режимами работы.
- Вынуть втулку с валика управления выбором режимов.
- Открутить болты и снять гидроблок. Снизу можно осмотреть рабочие поверхности ведомого шкива JF011E. Если на деталях нет следов явного износа, то ремонт ограничивается заменой шагового мотора. В противном случае потребуется полная разборка вариатора.
- Уложить гидроблок на чистую ткань или картон и отвернуть винты крепления шагового двигателя.
- Отсоединить проводку и снять шаговый двигатель. В ролике подробно показан процесс замены степ-мотора на коробке JF011E на автомобиле Mitsubishi Outlander.
- Установить новый степ-мотор и подключить проводку. При монтаже важно корректно совместить детали привода от вала шагового двигателя. При ошибочной сборке будет фиксироваться ошибка Р1778.
- Собрать коробку JF011E в обратной последовательности с соблюдением моментов затяжки болтов. Залить масло и проверить работоспособность вариатора, убедиться в отсутствии ошибки P1778. Важно понимать – установка нового шагового двигателя всегда устраняет ошибку, но если давление в гидравлической системе снижено, то узел быстро выйдет из строя. Разъемы жгута проводки перед соединением обработать специальной смазкой для защиты от влаги и установить новые прокладки (старые со временем теряют эластичность).
Для полноценной разборки требуется снятие вариатора JF011E с автомобиля – необходимо отсоединить проводку, приводные валы, тросы переключения, а затем отвернуть болты и отделить коробку от двигателя. Агрегат устанавливают на рабочий стол и разбирают корпус, вынимают валы с ремнем, планетарный редуктор и механизм изменения передаточного числа с шаговым мотором.
Основные проблемы JF011E, обнаруживаемые при устранении причин ошибки P1778:


Дальнейший ремонт JF011E зависит от перечня дефектов. Например, неглубокие царапины на шкивах можно убрать механическим способом. Но сильные задиры указывают на необходимость замены шкивов – снятие металла на большую глубину не имеет смысла, поскольку поверхностный слой проходит цикл специальной обработки для повышения износоустойчивости. В случае его снятия шкив быстро износится даже при щадящих нагрузках.
P1778 практически всегда является следствием имеющихся проблем. Грязь в масле попадает в насос и редукционный клапан, что приводит к падению давления. Помимо записи ошибки по давлению нарушается синхронизация работы деталей вариатора, начинается износ шкивов и ремня.
Образующаяся металлическая пыль или стружка разносится по коробке JF011E, становится причиной дополнительного износа. Таким образом процесс переходит в стадию лавинообразного и быстро выводит бесступенчатую трансмиссию из строя.
Затраты на устранение проблемы
Определить стоимость ремонта JF011E можно только по результатам разборки и дефектовки вариатора. Если сотрудник сервиса сразу озвучивает стоимость (например, указывает на необходимость замены шагового двигателя и масла с фильтрами), то лучше сразу обратиться в другую мастерскую.
Большим преимуществом JF011E является возможность замены компонентов в гидроблоке. В следующем поколении вариаторов установить новые соленоиды невозможно из-за отсутствия значений коррекций (определяются на стадии производства для каждого гидроблока).
Ответы на дополнительные вопросы по коду ошибки P1778
Несколько вопросов от автовладельцев помогут лучше разобраться с ошибкой Р1778.
На каких авто чаще встречается проблема
Ошибка P1778 встречается на всех автомобилях, оснащавшихся трансмиссией CVT Jatco JF011E и JF010E:
- Nissan X-Trail;
- Nissan Murano;
- Mitsubishi Outlander XL;
- Renault Koleos;
- Nissan Teana;
- Nissan Qashqai;
- Dodge Caliber;
- Jeep Compass;
- Jeep Patriot;
- Suzuki Kizashi.






Безопасно ли продолжать ездить на машине
При появлении P1778 следует прекратить эксплуатацию автомобиля (даже в случае возможности сброса ошибки на какое-то время перезапуском двигателя). Проблемы с шаговым двигателем приводят к неправильной регулировке передаточного соотношения и повышенной нагрузке на ремень и шкивы. Кроме того, неисправность зачастую связана с засорением гидравлики и падением давления, что приводит к очень быстрому выходу вариатора JF011E из строя.
Есть ли способы предотвратить появление кода в будущем
Для снижения вероятности ошибки P1778 рекомендуется:
- Менять жидкость в вариаторе JF011E через каждые 20-25 тыс. км. Затраты на масло, фильтр тонкой очистки и работы несопоставимы с расходами на капитальный ремонт. При подборе запчастей учитывают модификацию вариатора (зависит от модели автомобиля и года выпуска). Фильтр грубой очистки, расположенный в теплообменнике, меняют реже – через 40-60 тыс. км.
- Соблюдать правила эксплуатации. Бесступенчатая трансмиссия не любит резких ускорений и движения со скоростями свыше 140-150 км/ч (на минимальном передаточном отношении с выводом ремня на периферийную часть шкива). Вариатор JF011E не рассчитан на работу с пробуксовкой колес. Плотно застрявшую в снегу или грязи машину лучше вытащить другим автомобилем.
Полностью исключить риск ошибки P1778 невозможно. Например, шаговый двигатель может выйти из строя из-за производственного дефекта. Проблемы могут появиться и после ремонта или обслуживания вариатора JF011E неквалифицированным персоналом.
Ошибка P1778 хорошо известна владельцам автомобилей с коробкой JF011E, но не затрагивает машины с вариаторами без шагового мотора. При появлении проблемы необходимо прекратить эксплуатацию транспортного средства и обратиться в сервис.
Качественно отремонтировать вариатор своими силами невозможно. Владелец может снизить риск появления JF011E – достаточно своевременно менять масло и соблюдать правила эксплуатации бесступенчатой трансмиссии.
Если вы сталкивались с подобной ошибкой, поделитесь своим опытом ее устранения в комментариях. Сохраните статью в закладках. Так полезные данные всегда будут под рукой при необходимости.

У меня Ниссан Х-Трейл 2008 года с пробегом почти 155 000 км. Появилась ошибка Р1778, как выяснил из руководства – проблемы со степ-мотором. При выжатом газе машину неравномерно дергало. После ревизии в автосервисе выявили образование задиров на поверхностях конусов, износ ремня, повреждения клапанов на маслонасосе, выработку солнечной шестерни. Стоимость ремонта составила 107 800 руб., если считать расходы на запчасти. Дали годовую гарантию.
Ниссан Х-Трейл с двухлитровым двигателем и вариатором JF011E покупал новый в 2010 году. За это время трижды успел сменить масло. Недавно при разгоне резко исчезла тяга, скакали обороты. При диагностике в сервисном центре, куда машину пришлось доставлять эвакуатором, система выдала ошибку Р1778 (неисправность шагового двигателя). Когда разобрали, оказался привычный набор проблем – металлическая стружка, которая забила клапаны гидроблока, вывела из строя маслонасос, фрикционные и стальные диски. Были и другие неисправности. Автомобиль вернули через четыре дня. Заплатил 205 000 руб., еще 16 000 руб. за установку дополнительного масляного радиатора.