Ошибка P0746 достаточно часто встречается на автомобилях с вариатором JF011E, а также конструктивно близким JF010E. Проблема проявляется в виде дрожи и вибраций при начале движения или изменении скорости. Ошибка является вторичной, как правило, она следствие общего загрязнения вариатора и проблем с редукционным клапаном насоса.
Техническое описание и расшифровка P0746
Вариатор JF011E производился компанией Jatco и широко использовался на автомобилях Nissan, Renault и Mitsubishi с атмосферными бензиновыми двигателями объемом до 2,5 л. Изменение передаточного соотношения осуществляется шаговым электродвигателем и гидравлической системой, работающей под давлением. В конструкции JF011E используется насос, имеющий привод от вала гидротрансформатора – помпа начинает работать вместе с двигателем.
Распределитель жидкости установлен внутри вариатора, реализована система диагностики. В гидроблоке применены соленоиды с широтно-импульсной модуляцией и установлен клапан с двумя фиксированными положениями, отвечающий за работу блокировки гидротрансформатора. В случае проблем с работой электромагнитного клапана в линии А фиксируется ошибка P0746.
Электронный блок управления JF011E зафиксирует ошибку при выполнении условий:
- работающий в режиме холостого хода двигатель (частота не менее 600 об/мин);
- движение автомобиля – ускорение должно составить 0,49 м/с;
- вращение первичного и вторичного шкивов с частотой не менее 300 и 150 об/мин;
- исправная система питания (напряжение от 11 В);
- выход передаточного соотношения за допустимые рамки из-за пробуксовки.
Программа управления JF011E зафиксирует наличие проблем с передаточным числом при превышении значения 3,625 на протяжении 0,1 секунды или свыше 2,825 на протяжении 0,2 секунды. Нормальное передаточное соотношение находится в диапазоне от 0,394 до 2,349.
При проведении диагностики по официальной документации Nissan требуется разогнать автомобиль минимум до 40 км/ч при установленном в положение D рычаге управления вариатором, а также обеспечить нажатие на педаль акселератора. При замере сила тока в цепи клапана должна находиться в диапазоне от 0 до 0,8 А.
Причины появления сигнала неисправности
Ошибка P0746 расшифровывается как неисправность соленоида, хотя по факту клапан является рабочим, а проблема никак не связана с электрической системой (хотя нельзя полностью исключить риск повреждения проводки или попадания воды в разъемы). При работе вариатора неизбежно образование стружки из-за принципа работы – стельной ремень и шкивы постоянно истираются с образованием стальной пыли.
Продукты износа смываются жидкостью. В JF011E имеется фильтр и магниты для сбора стальной пыли. При нерегулярном обслуживании или нарушении правил эксплуатации частицы металла попадают в гидроблок – модуль с соленоидами, отвечающий за распределение потоков масла. Гидроблок выполнен из алюминия, который истирается стальной пылью. Стружка попадает и на рабочие поверхности соленоидов, приводя к увеличению зазоров.
Электронная система управления JF011E фиксирует падение давления в системе и пытается исправить ситуацию корректировкой работы соленоидов. Процесс является циклическим.
В итоге электромагнитный клапан в линии А оказывается полностью открытым, но давление в гидравлике не соответствует полю допуска. Алгоритм работы управляющей программы воспринимает ситуацию как поломку клапана и записывает ошибку P0746.
Недостаточный уровень жидкости никогда не является причиной появления P0746. При работе вариатора угар масла практически отсутствует.
В случае сильной течи коробка просто отключится – гидротрансформатор может передавать момент от двигателя только при определенном уровне жидкости. Блок управления JF011E теоретически может выйти из строя и выдавать сигналы о низком давлении, но фактически подобные случаи единичны.
В ряде источников причиной ошибки является некая «закупорка каналов». В вариаторах каналы для подачи жидкости забиться не могут. Наоборот, происходит их расточка абразивной взвесью стружки в жидкости, а также повреждаются рабочие поверхности клапанов.
В результате масло протекает в зазоры между корпусом гидроблока JF011E и плунжерами соленоидов, вызывая падение давления.
Симптомы кода P0746
При появлении P0746 отмечаются рывки при изменении скорости из-за проскальзывания ремня по шкивам. Иногда владельцы замечают, что автомобиль практически не едет либо разгоняется очень медленно. Почти всегда срабатывает индикация Check Engine и выводится предупредительная надпись о наличии проблем с вариатором. Иногда владельцы жалуются на появление вибрации при работе коробки на малой скорости, возникающей после прогрева JF011E.
Проблема появления ошибок по давлению по мере прогрева вариатора связана с изменением характеристик масла. Горячая жидкость более текучая, соответственно легче уходит через зазоры.
В ряде случаев владельцам не удается принудительно сбросить P0746 до момента снижения температуры вариатора и масла. По мере прогрессирующего износа ошибки по давлению фиксируются при любой температуре жидкости.
На каких марках авто встречается поломка
Имеющая код P0746 ошибка встречается на любом автомобиле, оснащенном JF011E:
- Nissan X-Trail с кузовом T31 или T32;
- Nissan Teana с кузовом J32;
- Nissan Murano с кузовом Z51;
- Nissan Qashqai с кузовом J10 или J11;
- Nissan Juke с кузовом F15;
- Mitsubishi Outlander с кузовом CW или GF.
Компания Jatco выпускала несколько разновидностей JF011E с одинаковой механической и гидравлической частью, но разными картерами. Например, на Citroen C-Crosser и C4 Aircross ставили вариаторы F1CJA или W1CJA – разница определяется количеством ведущих осей. Коробка ставилась как CVT2 или CVT2M на автомобили марок Dodge и Jeep, для Mitsubishi или Peugeot использовалась маркировка F1CJA или W1CJA.
Для Nissan вариатор JF011E имел обозначение RE0F10A/B/C – буква зависела от года выпуска коробки. В России вариатор JF011E чаще всего встречается на автомобилях Nissan и Mitsubishi.
Можно ли ездить на авто с ошибкой
Эксплуатация вариатора JF011E с P0746 категорически не рекомендуется. Ошибка появляется из-за общего загрязнения коробки стружкой и падения давления, вызывающего пробуксовку ремня относительно шкивов. Если владелец автомобиля продолжает движение, то существует риск фатального повреждения шкивов, что приведет только к увеличению затрат на ремонт.
Как правило, еще до появления P0746 владелец должен столкнуться с ошибкой P0868. Если клапан заклинивает в полностью закрытом состоянии, то последствия будут наименее печальными – из-за отсутствия давления вариатор отключится и автомобиль придется везти в ремонт на эвакуаторе.
Если клапан сохранит некоторую подвижность, то начинается подача жидкости со стружкой в гидроблок JF011E. В этом случае создаются предпосылки для появления P0746.
Сопутствующие коды
Как правило, P0746 на JF011E имеет вторичный характер. Появление стружки в жидкости приводит к повреждению рабочей поверхности редукционного клапана насоса. Помпа вариатора перекачивает загрязненную жидкость, фильтр находится уже после насоса. На поверхности клапана образуются задиры, приводящие к его заклиниванию и стравливанию большей части жидкости в поддон – т. е. падению общего давления и фиксации ошибки P0868.
В вариаторе JF011E жидкость от насоса подается к поршню вторичного шкива. При недостаточном давлении секции шкива не в состоянии плотно зажать ремень, который начинает скользить даже при очень аккуратном наборе оборотов.
В результате образуется металлическая пыль, которая попадает в алюминиевый гидроблок, образуя с жидкостью абразивную смесь. Частицы смеси изнашивают каналы гидроблока, приводя к утечкам жидкости и попыткам электроники вывести давление в норму – в итоге при полностью открытом клапане фиксируется P0746.
Порядок проведения диагностики
Для чтения P0746 и других кодов ошибок используют профессиональный сканер или адаптер для OBD-II. Стирать коды не имеет смысла – ошибки по давлению практически никогда не являются случайными. Помимо наличия ошибок при диагностике проверяют давление жидкости на ходу. Косвенным подтверждением проблем с гидравликой JF011E является наличие металлической взвеси в слитой жидкости и отложений грязи в поддоне.
Для замера давления необходимо прогреть жидкость до +70°…+80°С для устранения влияния случайного фактора – изменения текучести с ростом температуры. Затем нужно зафиксировать машину на месте упорами и подключить манометр с переходником к контрольному отверстию на картере JF011E.
После пуска двигателя можно приступить к замерам давления, не отпуская педаль тормоза. После окончания тестирования отверстия закрывают штатными пробками с установкой новых уплотнительных колец.
Ремонтные работы для исправления ошибки P0746
Большинство владельцев автомобилей с JF011E рассчитывает устранить ошибку P0746 путем замены жидкости, проверки сопротивления или установки нового соленоида, не задумываясь о механизме появления проблем. Замена масла и фильтра никак не повлияет на состояние гидроблока, хотя возможно кратковременное пропадание P0746 из-за изменения характеристик жидкости. Но через несколько сотен километров проблема появится снова.
Установка нового электромагнитного клапана вообще является бессмысленной затеей – ошибка почти никогда не связана с поломкой соленоида. Но поскольку при замене соленоида заправляют новую жидкость, то P0746 может не регистрироваться некоторое время, создавая иллюзию исправности коробки JF011E.
Отмечены случаи, когда владельцы покупали контрактный вариатор, а спустя 2-4 месяца снова ехали в сервис с ошибками P0746 и P0868. Таким образом, люди платят дважды – сначала за замену вариатора, а затем за ремонт контрактного экземпляра, не оправдавшего надежд.
Нельзя исключить гипотетическую ситуацию – при наличии P0746 из коробки сливается жидкость практически без следов металлической стружки. В этом случае есть смысл досконально проверить жгут электропроводки и попытаться установить новый соленоид. Но подобная ситуация маловероятна, особенно с учетом пробегов JF011E, встречающихся на вторичном рынке.
При обнаружении P0746, особенно в связке с P0868 (хотя ошибка по соленоиду редко встречается без проблем по давлению во вторичном контуре) нужно снимать и разбирать вариатор для детальной дефектовки. При ремонте в нормальном сервисе редукционный клапан меняют на усиленный, который выдерживает воздействие металлической пыли. Также требуется доскональная проверка гидроблока, который практически всегда приходится менять.
В ролике показан процесс ремонта вариатора JF011E на автомобиле Nissan X-Trail.
Вариатор JF011E позволяет устанавливать новые соленоиды или гидроблок в сборе, снятый с другого экземпляра коробки. Не рекомендуется приобретать гидроблоки на разборках, поскольку их состояние зачастую далеко не идеальное.
Вариатор JF011E перестали массово использовать на конвейерах в 2015-18 гг., поэтому пробеги коробок с разборок зачастую переваливают за 100-150 тыс. км. Самое грамотное решение – купить новый гидроблок, а также заменить все детали со следами сильного износа.
Примерный алгоритм восстановления вариатора JF011E с ошибкой P0746:
- детальная диагностика;
- слив масла и демонтаж вариатора с автомобиля;
- разборка коробки и дефектовка деталей;
- составление сметы ремонта и согласование с владельцем;
- восстановление гидротрансформатора;
- замена изношенных деталей в вариаторе;
- сборка коробки и заправка маслом;
- проверка агрегата и передача автомобиля владельцу.
Наличие стружки в жидкости приводит к износу других деталей. Металлическая пыль попадает в подшипники конусов, что вызывает появление шума при работе коробки. При полноценной разборке вариатор промывают от продуктов износа. Практически всегда требуется замена фрикционного пакета планетарного ряда.
Наверняка понадобится восстановление блокировки гидротрансформатора. Объем работ определяет мастер. По этой причине устранять причины P0746 и проводить капитальный ремонт JF011E рекомендуется в крупном специализированном сервисе.
Пробег коробки до появления ошибок по давлению зависит от условий эксплуатации. Некоторые владельцы сталкивались с P0746 при пробегах 60-70 тыс. км, другие благополучно проезжали свыше 150 тыс. км.
Если машина долго ездила с низким давлением жидкости в JF011E, то на рабочей поверхности шкивов появляются глубокие проточки. Такие детали придется менять. Шлифовка поверхности снимет слой упрочненного металла, а новый ремень быстро проточит бороды даже при номинальном давлении жидкости.
Отмечены случаи, когда владелец машины обнаруживал архивную ошибку P0746. Зачастую, код остается после ремонта, выполненного предыдущим собственником. Если в памяти блока управления нет других ошибок и отсутствуют проблемы с работой вариатора JF011E, то можно сбросить коды и выждать 2-3 недели постоянной эксплуатации. Если коробка исправна, то при повторной диагностике никаких ошибок не будет.
Меры профилактики для предотвращения проблем JF011E
Снизить вероятность засорения гидроблока и появления ошибки P0746 позволяет регулярная замена жидкости. Рекомендуется проводить обслуживание вариатора через 20-25 тыс. км. Фильтр целесообразно менять через 40-50 тыс. км (т. е. при каждой второй замене жидкости).
Состояние масла можно понять только при сливе. Жидкость в вариаторе никогда не имеет запаха гари – в коробке нет большого количества фрикционных пакетов, характерных для АКПП. Имеющиеся накладки в муфте блокировки и планетарном редукторе не могут создавать заметного запаха гари.
Ошибка P0746 указывает на аварийное падение давления жидкости из-за износа гидроблока вариатора JF011E. Устранить неисправность можно только путем капитального ремонта коробки. Менять соленоид или пытаться промывать гидравлику нет смысла.
Стоимость ремонта зависит от степени износа деталей. При первых симптомах P0746 автомобиль нужно остановить и доставить в сервис на эвакуаторе.
Если вы сталкивались с данной ошибкой, расскажите о своем опыте ее устранения в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была под рукой в любое время.
Однажды в поездке на Ниссан Теана 2012 года с вариаторной трансмиссией JF011E машина просто стала. Пришлось вызывать эвакуатор, чтобы доставить на СТО. В числе прочих диагностических сообщений, система выдала при проверке ошибку Р0746 (отказ электромагнитного клапана А). По итогам дефектовки в автосервисе выявили металлическую стружку, установили, что выработаны конуса, маслонасос, ремень, фрикционные и стальные диски, поршни, тефлоновые кольца, сальники и уплотнения. Провели ремонт, заменив изношенные детали на подобранные из коробки б/у, поставили дополнительный радиатор на охлаждение масла. Вышло на 137 000 руб., а машину отдали через неделю.
Мой Ниссан Х-Трейл с вариатором JF011E начал двигаться с рывками, а затем появилась ошибка Р0746. Когда обратился в автосервис, выяснилось, что дело в стружке, забившей гидроблок. Сообщение указывало на залипание соленоида А. К счастью, обошлось без серьезных проблем. Очистили магниты поддона, гидроблок, заменили масло и масляный фильтр. В остальном все оказалось в порядке.