Ошибка с идентификатором U0121 на Mazda и других марках автомобилей указывает на обрыв связи с контроллером блока ABS. Причины – неисправность системы ABS, короткие замыкания электрических компонентов машины. Эксплуатация автомобиля с ошибкой возможна, но рекомендуется как можно быстрее найти причину поломки.
Что значит ошибка U0121: техническое описание и расшифровка кода
В системе привода тормозов автомобилей используется блок ABS, предотвращающий блокировку колес при резком нажатии на педаль. Контроллер подключен к бортовой сети. На некоторых машинах блок отвечает за работу системы стабилизации и предотвращает пробуксовку ведущих колес. Если электроника определяет, что нет связи с блоком ABS по цифровой шине любого стандарта, то фиксируется ошибка U0121.
На каких автомобилях чаще встречается данная проблема
U0121 встречается на машинах:
- Opel Astra H, Astra J и других моделях немецкого бренда;
- Chevrolet Captiva и прочих моделях с ABS;
- Dodge;
- Ford;
- GMC;
- Jeep;
- Lada.
U0121 – стандартный код. Используется для отображения ошибки всеми производителями на машинах с цифровой шиной данных. На ряде марок проблема встречается чаще из-за просчетов при разработке жгута кабелей, идущего к ABS и разрушающегося из-за воздействия внешних факторов.
Насколько это серьезно
Появление U0121 указывает на отключение или некорректную работу системы ABS, что приводит к увеличению тормозного пути при резкой остановке. Ошибка возникает не только из-за дефекта в жгуте, но и из-за неисправности других электронных компонентов. Например, отмечены случаи фиксации U0121 на Mazda 6 II поколения из-за короткого замыкания ксеноновой лампы в головной фаре. В теории – возможен локальный перегрев деталей и воспламенение автомобиля.
Причины ошибки U0121
Код U0121 фиксируется из-за:
Например, при вышеупомянутой неисправности с фарой головного света на Mazda 6 II поколения в бортовой сети возникают скачки высоковольтного напряжения.
Предохранители не разрывают цепи, но импульсы принимаются блоком управления освещением, который подключен к цифровой шине. Из-за скачка шина отключается или переходит в аварийный режим. При перезапуске двигателя она снова активируется, но импульсы напряжения опять переводят ее в нерабочее состояние.
Каковы возможные симптомы кода
Основные признаки U0121:
В ряде случаев при записи U0121 в память контроллера водитель не получает никакой информации. Ошибка фиксируется только при проведении очередной компьютерной диагностики. Например, такая ситуация отмечается на автомобилях Lada Granta.
На Mazda 3 зафиксированы случаи появления кода U0121 с отключением спидометра и тахометра и срабатыванием лампы отсутствия зарядки батареи и индикатора неисправности системы ABS.
На Opel Insignia при фиксации U0121 горят лампы ABS и ESP, а также отображается индикатор включенного стояночного тормоза. При начале движения отключается спидометр, при этом контрольные лампы остаются включенными.
На автомобилях SsangYong код U0121 часто сохраняется в памяти блока управления в неактивном состоянии. Но иногда ошибка влияет на поведение автоматической коробки передач – владельцы жалуются на рывки при переключении, не связанные с состоянием гидроблока или фрикционных пакетов.
Причина сбоя – нарушение линии трансляции информации по цифровой шине между блоками, что приводит к ее отключению и появлению U0121.
Связанные коды
Вместе с U0121 в памяти блока управления могут записываться ошибки, являющиеся основной причиной обрыва связи с контроллером ABS. Перечень кодов зависит от производителя машины, но в большинстве случаев фиксируется только U0121.
Например, на Ford Fusion с АКПП могут появляться ошибки U0415 (обрыв цифровой шины между блоками управления), U0155 (обрыв линии связи с комбинацией приборов), U0100 (отсутствие сигнала связи по цифровой шине с блоком управления двигателем).
Приведенный список является примером, зафиксированным одним из владельцев. На автомобилях Dodge и Chrysler код U0121 часто сопровождается ошибками U0140, U1110 и U1120.
Какие детали могут быть затронуты кодом U0121
Ошибка U0121 фиксируется в случае поломки:
- контроллера ABS;
- жгута кабелей или разъемов проводки;
- дополнительных узлов, вызывающих отключение цифровой шины автомобиля.
Как механик диагностирует ошибку
Для проверки необходимо:
- Подключить сканер или адаптер к диагностической колодке OBD-II, расположенной в салоне автомобиля.
- Считать коды ошибок. При использовании адаптера информацию загружают на связанный с прибором смартфон или ноутбук.
На начальном этапе необходимо изучить схему и определить предохранители, отвечающие за питание блока ABS. Вставки находятся в распределительных коробках, установленных в моторном отсеке (силовые цепи) и панели приборов (слаботочные линии).
Если проверка показала исправность предохранителей, то следует проверить корректность подключения модуля ABS к кузову автомобиля, который является заземлением.
На автомобилях с пробегом места крепления заземления могут покрыться грязью или коррозией. Отложения необходимо смыть. Количество контактов зависит от модели автомобиля. Например, на Volkswagen Polo 2010-2020 гг. блок ABS имеет 2 контакта заземления и 3 контакта для питания.
Затем нужно проверить наличие U0121 в памяти. Если проблема исчезла, то ошибка стирается автоматически. На автомобилях с пробегом часто перетираются или гниют провода, идущие от коробки предохранителей и реле в моторном отсеке.
Например, подобная проблема характерна для Volkswagen Polo 2010-2020 гг. российской сборки. Также подвержен коррозии участок жгута около разъема ABS. Причем дефекты располагаются под внешней изоляцией.
Если ошибка U0121 осталась активной, то требуется проверка цифровой шины. Перед снятием колодки жгута проводов с блока ABS необходимо отключить аккумулятор от бортовой сети. Штекер оснащен защелкой, конструкция которой зависит от производителя и даты выпуска автомобиля. На колодке и ответной части не допускаются механические повреждения, следы перегрева или окислы.
Также нужно осмотреть металлические контакты – достаточно небольшого слоя нагара, чтобы началась потеря сигнала. Для очистки используют специальные жидкости. Перед соединением штекеров рекомендуется нанести силиконовую смазку на клеммы.
Если U0121 осталась в памяти, то следует снова разъединить штекеры и приступить к замеру напряжения в линии питания. Для проверки необходим вольтметр или мультиметр, чтобы убедиться в исправности цепи заземления.
При тестировании напряжения необходимо подключить аккумулятор к бортовой сети автомобиля. Определить контакты для подвода питания можно по электрической схеме автомобиля из мануалов. Недостаточное напряжение при заряженном аккумуляторе, отсутствие питания или заземления указывают на необходимость ремонта.
На современном автомобиле имеется несколько проводов, подключенных к кузову и необходимых для заземления или подачи отрицательного полюса питания. В случае плохого контакта или слабой затяжки гайки на приварной шпильке возможно появление кода U0121.
Например, на Opel Insignia проблема возникает при нарушении контакта кабеля массы, расположенного под площадкой батареи. Одновременно отключается электрический усилитель руля и может не работать спидометр.
Если питание и заземление исправно, а U0121 не стирается, то остается проверка цифровой шины. Необходимо найти сигнальные контакты в штекере и подключить тестовый прибор, а затем включить зажигание. Значения напряжения составляют 2,4-2,6 В с небольшими отклонениями в обе стороны. Завышение или отсутствие напряжения указывает на возможную неисправность шины.
В ролике показаны основные шаги при диагностике и устранении причин появления ошибки U0121 на автомобиле Chevrolet Orlando.
Альтернативный способ проверки цифровой шины основан на оценке сопротивления между контактами 14 и 6 в разъеме OBD-II. При исправной шине значение будет около 60 Ом для Mazda 3 (для других машин значение может быть другим).
Замер производят без включения зажигания. Если сопротивление меньше или больше требуемого, то необходимо разъединить проводку приборной панели и моторного жгута, определить сопротивление щитка приборов и блока управления двигателем. Метод требует хорошего знания электрики машины и используется в сервисе.
Какой ремонт может исправить код U0121
Для устранения причины записи U0121 необходимо:
- Восстановить целостность кабелей и очистить контактные пластины от окислов или нагара.
- Отремонтировать или заменить поврежденные колодки, нанести слой силиконовой смазки для электрических компонентов, защищающей разъемы от воздействия влаги.
- Восстановить работу цифровой шины, которая отключается при обрыве, коротком замыкании или наличии сильных помех от неисправных компонентов.
- Убедиться в исправности блока ABS – наиболее сложный этап. Диагностику проводят в специализированном сервисе.
Как предотвратить повторное появление этого кода в будущем
Прогнозировать появление U0121 невозможно, поскольку водитель не знает состояние цепей питания и цифровой шины, а регулярно разъединять и осматривать штекеры не имеет смысла. Но если ошибка фиксировалась, то важно найти и устранить причину ее появления.
Идентификатор U0121 указывает на отсутствие связи автомобиля с контроллером ABS. Проблему обнаруживают по включению контрольных ламп или появлению предупредительной надписи на экране бортового компьютера.
Процедура ремонта зависит от причин, вызывавших ошибку. Кроме обрыва проводки нельзя исключать и неисправность блока ABS, восстановление или замена которого обойдутся недешево.